понедельник, 25 марта 2013 г.

Представление по ТКС: ответы на частые сложные вопросы.

С недавнего времени у организаций появилось право и техническая возможность направлять документы (счета-фактуры, первичку) в электронном виде в налоговую инспекцию.
Но особо скрупулезные люди (и мне очень нравятся такие), вчитавшись в нормативку, задают интересные вопросы.

Хочу озвучить их и порассуждать.

1. В ст. 93 НК РФ сказано, что документы по ТКС направляются в утвержденных ФНС форматах. В то же время налоговая позволяет представлять скан-копии бумажных документов. Нет ли тут нарушения законодательства?

Да, согласно 93 статье направить в инспекцию можно только формализованные документы. Под формализованными мы понимаем документы, для которых ФНС разработала единый формат (это утвержденный и обязательный формат для СФ, журнала и книг, и рекомендованный формат для накладных и актов).

И налоговая служба преследует одну цель: автоматизировать процесс представления документов, снизить свои затраты на обработку полученных документов. Именно поэтому и был разработан формат описи  (где и было описано, что налоговая принимает не только xml-файлы, но и сканы бумажных документов).

И весь процесс представления выглядит следующим образом: в налоговую налогоплательщик представляет единственный документ - опись, формат которой утвержден. А все истребованные документы идут как вложения  к этой описи. В результате ничего не нарушено. И овцы сыты и волки целы.

2. Давно у многих организаций уже сложилась практика представлять документы в электронном виде. Делают это они по договоренности с инспектором и направляют вместе с письмами. по эл. почте. Можно ли будет и дальше так пересылать документы?

Хоть право представлять документы по ТКС появилось давно (аж с 2010 года), но технически это стало возможно только в конце 2012 года. Представление документов в электронном виде  несет свои преимущества: сокращение времени и расходов на изготовление копий документов и их заверение, ускорение их доставки. Для инспекторов в свою очередь есть тоже выгода: документы они получают быстро и в срок. Правда, получив такие документы, инспектору приходилось их распечатывать (тк документы хранились на бумаге, на них наклеивались штрих-коды, чтобы их затем занести в базу данных). Иногда с этим мирились, тк документы получали быстро и налогоплательщик не доставлял хлопот.

Именно для достижения таких преимуществ организации договаривались с инспекторами о возможности представить документы в электронном виде, в обход закону.

Теперь же появилась не просто техническая возможность направлять и принимать документы  в электронном виде, но и автоматически обрабатывать полученные документы на стороне инспекции.

На стороне налогоплательщика, который уже имел опыт направления документов в электронном виде, мало что изменится. А вот для инспектора изменения будут существенные. Во-первых, документы не надо будет распечатывать, они сразу будут складываться в базу данных. Во-вторых не надо их помечать штрих-кодами, тк с документом будет передаваться информация о документе, позволяющая однозначно его найти в базе. В-третьих, для формализованных документов будет сделана автоматическая обработка: цифры сами будут разносится и сверяться с данными декларации, отчего ручная обработка инспектора не потребуется. Как результат - меньше работы с документом у инспектора. Все это осуществимо, если документы направлены с описью, по порядку, утвержденному приказом 168@.

А теперь вопрос: будут ли дальше поощрять инспекторы представление документов в обход закону? Вряд ли. Получив документы по закону, выгоды они получат больше.

3. Истребования передаются через спецоператора. Может ли организация, работающая с несколькими СОС, получить требование в одном СОС, а направить истребования через другого?

Ответ - теоретически может. А вот практически - нужно смотреть на функционал системы, через которую отправляются истребования  в налоговую.

Инспектор выбирает у себя в системе через какого СОс ему направить требование. Обычно указывают того СОС, через которого последний раз была получены отчетность (что подтверждает , что организация с ним работает). А вот ожидание истребований никак со СОС не связано. Истребования связаны с файлом требования. То есть в системе есть сущность: требование, к которому будут приниматься и привязываться истребовоанные документы.

Поэтому по какому каналу (СОС) придут истребования иснпектору не важно.

Готовить документы к представлению налогоплательщик может где угодно. а вот направить пакет он может только через ПО спецоператора. Если в его системе нет ограничений (например, было ли через него получено требование или нет), то направить истребования можно.


4. Многие клиенты не хотят направлять в адрес налоговой сообщения об участниках ЭДО. Их пугает то, что налоговая знает что организация перешла на ЭДО и что теперь у нее документы будут истребовать только в электронном виде. Обязывает ли организацию после отправки сообщения обмениваться только электронными документами или сдавать документы только по ТКС? 

Нормативная база по теме сообщения об участниках ЭДО состоит из трех документов:

Приказ Минфина РФ от 25.04.2011 № 50н – говорит, что продавец и покупатель должны передать сведения, а оператор на основании этих сведений формирует сообщение и передает в налоговую.

Приказ ФНС России от 12.09.2012 № ММВ-7-6/619@ - утверждает сам документооборот этими сообщениями между оператором и налоговой.

Приказ ФНС России от 30.01.2012 № ММВ-7-6/36@ - утверждает формат сообщения.

В этих документах говорится о том, что сообщения должны быть составлены в утвержденном формате и  направлены в налоговую согласно утвержденному порядку. Ни в одном из этих документов не говорится, что это сообщение обязывает налоговую требовать от налогоплательщика документы только в электронном виде.

В иных нормативных документах нет ни слова о сообщениях и об обязанностях, которые они накладывают на налогоплательщика.

Налоговой сообщение нужно только тогда, когда она получит истребованный формализованный документ. Только тогда система инспектора обратится к базе, где хранится сообщение, чтобы проверить, а зарегистрирован ли такой участник у нее, а через какого оператора он работает, а есть ли у нее в базе сертификат, которым этот документ подписан. Если сведения такие есть, документ пропускается к обработке инспектором, если нет, то и доверия к такому документу тоже нет, тк система считает, что документ пришел от непонятно кого, и подписан непонятно кем. Если такие сведения об участниках бы не собирались, то каждый раз с представленным электронным документом налоговой приходилось бы еще и запрашивать информацию об участнике, а это дополнительная нагрузка на канал передачи.

Слать документы в электронном виде – право налогоплательщика, а не обязанность. Этим правом он может воспользоваться только если он получил требование представить документы  в электронном виде и отправил квитанцию о приеме в ответ (почему право так ограничено - отдельная тема разговора).

Думаю пока хватит. Дальше уже напишу о практике представления и проблемы, пожелания, с которыми столкнулись мы и наши клиенты при представлении.